Свечи за упокой
Даже далеким от христианства людям в нашей стране хорошо известно, что у православных есть традиция ставить свечи за упокой. Следует отметить, что свечи как таковые – это в принципе крайне важный атрибут христианской обрядовости, причем такое положение дел установилось еще в первые века существования христианства. И хотя во многом в жизни первых христиан свечи играли утилитарную роль (освещали пещеры, в которых проживали общины верующих), они очень скоро обрели символическую функцию, которая сохраняется по сей день.
Свечи в церкви – символ религии света
Несмотря на то, что в нашем коллективном воображении христианские храмы обычно предстают как места, где почти всегда царит полумрак, христианство позиционирует себя в качестве религии света, и эта идея вот уже много веков воплощается в обилии источников освещения в церквях. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, писал, что в христианской церкви никогда не бывает богослужений без использования светильников, однако при этом сразу же отмечал, что задача светильников – не только разгонять ночную темноту, но и символизировать Иисуса Христа, который с христианской точки зрения является несотворенным светом, в отсутствии которого человек и днем блуждал бы во тьме.
Когда император Константин принял христианство в качестве официальной религии Римской империи, христианская церковь начала централизовываться, а вместе с тем и пересматривать как облик своих зданий и одеяния священнослужителей, так и мельчайшие жесты, и атрибуты обрядовости – отныне все эти элементы должны были быть должным образом переосмыслены, каждый из них теперь должен был получить богословское обоснование. Все вышесказанное, разумеется, коснулось и свечей.
В чем значение свечей в церкви?
Богословы следующих столетий по-разному трактовали символическое значение церковных свечей. Иногда свечи описывались как символы нерукотворного света, иногда как символы неопалимой купины, что видел Моисей. Постепенно те или иные взаимодействия со свечами получали все большую значимость в богослужениях, что особенно заметно на примере таких праздников, как сретение, когда перед священнослужителями стоит задача создать как можно больше света в храме. Переосмыслению подвергалось и устройство свечи как таковой и принципы её работы: так, процесс постепенного сгорания свечи служил своего рода memento mori, напоминанием о смерти, важным в жизни любого христианина.
Обряды со свечами
В эпоху Средневековья вокруг церковных свечей стали складываться многочисленные народные легенды и поверья. Во всех христианских странах от Португалии до Руси стали возникать магические практики, в которых так или иначе фигурировали свечи: с их помощью люди гадали, делали привороты и отвороты, вызывали потусторонних существ, а также защищали себя от них. Со временем многие из этих практик стали частью эзотерики, оторвавшись от своих христианских корней; сегодня многочисленные «маги» и «экстрасенсы» также активно используют свечи разных типов в своих практиках. Многие из этих практик при этом представляют собой переосмысление древних или современных церковных обрядов в соответствующей стране. Более того, на этой основе рождались не только эзотерические практики, но и также те или иные обряды так называемого «народного христианства».
Заупокойные свечи – уникальный православный обряд
Сам по себе обычай ставить свечи распространён в католичестве и в англиканской церкви, во многих церквях востока и даже среди некоторых протестантских деноминаций. В то же время ставить свечи за упокой души человека – это специфически православная традиция. Более того, в то время как в католической и протестантских церквях прихожане самостоятельно устанавливают свечи перед иконами (при их наличии), в православных церквях свечи помещаются на «канунах» – специальных прямоугольных столиках-подсвечниках, которые священнослужители устанавливают перед распятием или иконами святых. Однако надо отметить, что православным можно устанавливать свечи и непосредственно перед изображениями – использование канунов не обязательно.
Православные священнослужители подчеркивают, что зажжение свечей за упокой имеет смысл только при условии соблюдения других необходимых шагов: при наличии правильного умонастроения, при произнесении молитвы святым и т.д. Само по себе зажжение свечей – как и большинство других обрядов – ничего не дает. По этой же причине священники запрещают ставить свечи за покой самоубийц или некрещённых, поскольку православная церковь не молится за этих людей и не поминает их. Любопытно, что в иных деноминациях христианства не существует таких жестких ограничений. Либерализация в этом направлении, впрочем, может быть отмечена и в православных церквях по всему миру, так что мы вправе ожидать, что через пару поколений станет приемлемо молиться за некрещенных, а также поминать тех, кто при жизни никогда не ходил в храм.
Возможно, вам будет интересно: