Заброшенные могилы на кладбищах – что делать?
Население Земли стремительно приближается к восьми миллиардам человек: по подсчетам демографов, сегодня в мире проживает около 7,9 млрд. землян. Однако это – лишь ничтожная часть от всех, кто жил и умер на планете за всю историю. Пока ученые пугают человечество перенаселением, перед растущим числом государств все острее встает проблема нехватки мест под новые захоронения.
В поисках ее решения были разработаны различные меры от законодательного введения обязательной кремации тел, как, например, в Китае, до разработки новых безотходных способов утилизации человеческих останков. Некоторые страны пошли другим путем, взявшись за оптимизацию пространства на существующих кладбищах. Первой проблемой на их пути стали бесхозные могильные участки.
Бесхозные могилы в России
В России проблема нехватки кладбищенских территорий затронула все крупные города. Так, только в Казани еще в 2016 году городские кладбища общей площадью 319,6 га были заполнены на 98%. Российское законодательство в этом аспекте пока не предполагает каких-либо решений кроме экспансивного, т.е. расширения существующих и создания новых некрополей. Однако все больше экспертов обращает внимание на обилие заброшенных, обветшалых могильных участков на кладбищах, за которыми никто давно не ухаживал. По разным оценкам, в стране находится от 20 до 30 тыс. га покинутых захоронений, при чем в крупных городах их доля достигает 30-40%. Но в соответствии с федеральным законом о захоронении, трогать такие могилы нельзя.
Не менее остро этот вопрос стоит и в Татарстане. Как на закрытых, так и действующих сегодня кладбищах множество старых могил с полуразрушенными надгробиями, на которых порой уже не видно надписей. Неоднократные попытки уменьшить количество заброшенных могил наталкиваются на отсутствие правовой базы.
Законопроект «Об изменениях в похоронном деле»
Попытки правительства решить проблему дефицита мест для новых захоронений неизбежно наталкиваются на общественный протест. Так, весной 2015 года Минстрой разработал законопроект, который предполагал введение порядка оценки и циркуляции заброшенных могил. Его смысл заключался в следующем: в субъектах РФ следовало создать специальные региональные комиссии представителей государственных служб, исполнительных органов и религиозных общин, которые бы руководствуясь рядом критериев коллективно бы решали, является ли могила бесхозной или нет. Их вердикт затем передавался бы на рассмотрение суду. В случае одобрения сотрудники кладбища должны были изъять останки покойного из захоронения, кремировать их и захоронить в общей могиле в некрополе.
На каких основаниях захоронение могло быть признано бесхозным? Для утилизации могила должна была отвечать следующим критериям:
- срок захоронения не менее 20-ти лет;
- отсутствие любых надмогильных сооружений: надгробия, цоколя, ограды, таблички с данными о захоронении и пр.;
- отсутствие любой информации о захоронении в архиве кладбища.
Общественный протест и громкая критика законопроекта со стороны религиозных общин в конечном итоге привели к тому, что документ отправили на доработку. И христианские, и мусульманские богословы – представители двух крупнейших конфессий в РФ – протестовали против нарушения покоя мертвецов: согласно их канонам, в конце времен должно наступить телесное воскрешение всех умерших, и кремировать их тела, по крайней мере, нежелательно, а в исламе – вообще запрещено. Против проекта выступили не только верующие – отсутствие системы регулирования деятельности комиссий и невозможность опротестовать их решение предоставляли широкие возможности для злоупотребления законом.
Казанский прецедент: постановление Камиля Исхакова от 22 февраля 1997 года
Федеральный закон «Об изменениях в похоронном деле» не был первым документом в этой области. В 1997 году главой администрации Казани Камилем Исхаковым было принято постановление, предлагающее четкую процедуру признания захоронения бесхозными, который во многом перекликался с законопроектом Минстроя. В частности, аналогичными были основания для утилизации захоронения, а именно отсутствие намогильных сооружений и любых сведений о захоронениях в кладбищенском архиве. Порядок работы с заброшенными могилами был таков:
- Администрация кладбища вызывала специальную комиссию, состоящую из представителей казанского Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры и Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации. Члены комиссии должны были осмотреть захоронение и составить соответствующий акт.
- Информация о захоронении фиксировалась в особой кладбищенской книге бесхозных могил.
- На могиле выставлялась табличка с предупреждением владельцу участка о необходимости привести захоронение в порядок и связаться с администрацией некрополя.
- По истечению года дело передавалось в Комитет по управлению коммунальным имуществом, которое инициировало судебное дело о признании захоронения заброшенным.
- В случае положительного вердикта, любые сооружения на могиле ликвидировались, а могила подготавливалась для повторных захоронений.
Тем не менее, работало ли данное постановление, сказать затруднительно. Вплоть до 2014 года, когда в силу вступил закон о «Порядке деятельности кладбищ города Казани», в судебной практике не было ни одного случая признания захоронения бесхозным. Вместе с тем новый документ такой процедуры не предусматривает.
Альтернативные решения: Москва и Санкт-Петербург
Пока правительство не может выработать решение проблемы бесхозных захоронений, региональным властям не остается ничего, кроме как взять дело в свои руки. Разные регионы предлагают свои способы уменьшить количество брошенных захоронений и высвободить место под новые погребения. Так, столичная администрация предложила передавать заброшенные склепы и усыпальницы, имеющие художественную ценность, состоятельным москвичам, которые могли бы поддерживать их в хорошем состоянии. При условии, что такой опекун отреставрирует сооружение и обеспечит его надлежащим уходом, он получит право на погребение в нем. Останки предыдущих владельцев при этом должны были остаться нетронутыми, но табличку с их именами разрешалось перенести на заднюю сторону гробницы Особой популярности эта инициатива, по сообщениям городских властей, не заработала.
Другим путем пошли власти Санкт-Петербурга. В рамках трехлетней программы, запущенной в 2019 году, чиновники занялись обработкой кладбищенских книг и их оцифровкой для создания исчерпывающего кадастра захоронений. Эта работа в перспективе позволит получить представление о заполненности городских кладбищ, существующих захоронениях и количестве бесхозных могил.
Европейский пример: как решают проблему нехватки мест на кладбищах за рубежом
Дефицит места под захоронения в густонаселенной Европе ощущается особенно остро, а потому здесь получила распространения практика «циркуляции» могил: могильные участки предоставляются гражданам во временное пользование, и по истечению отведенного времени используются повторно. В разных странах эта система работает по-своему. Например, в Германии семья умершего может получить бесплатную могилу на срок до 20 лет, но впоследствии для того, чтобы останки их близкого человека и дальше в ней покоились, обязана платить возрастающую с каждым годом арендную плату. В то же время в Великобритании утилизировать могилу можно только по прошествии 75 – 100 лет. В Италии и Испании родственники усопшего арендуют нишу в мавзолее, где тела лежат несколько лет. После полного разложения мягких тканей, останки переносятся в общую могилу, а погребальная ниша сдается в повторное использование.
Во многих местах запущенное состояние могильного участка и «исчезновение» его временных владельцев является достаточным основанием, чтобы не дожидаться истечения положенного срока. В некоторых случаев, такое решение может принять администрация кладбища, в других – только муниципальные власти.
Возможно, вам будет интересно: