Закрыть
Казань
  Кремация у мусульман

Кремация у мусульман

Кремация – это один из древнейших погребальных обрядов. Кремацию активно применяли еще со времен как минимум бронзового века, и она была основным средством распоряжения мертвыми телами в Древней Греции и Древнем Риме. Разные религиозные и культурные традиции современности относятся к кремации по-разному: все авраамические религии изначально выступали резко против, в то время как в Японии или Индии кремация была и остается основным способом погребения по сей день. Так или иначе, со второй половины 19 века кремация стала приемлема у христиан (хотя и не у всех), однако остается под запретом у их соседей – иудеев и мусульман.

Изначально кремация была неприемлема у мусульман по тем же причинам, что и у христиан: сожжения тела противоречит идее «воскресения во плоти» и «загробной жизни», которые, согласно обоим вероучениям, ждут их последователей. Были и другие богословские обоснования. Согласно исламскому вероучению, в Коране Всевышний отмечает особый статус человека по отношению к иным творениям:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلا

«Мы оказали почет потомкам Адама и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благами и вознесли над многими другими творениями».

В другом хадисе Пророк Мухаммед писал: «Сломать кость умершему человеку подобно тому, что её сломают живому». Толкуется вышесказанное обычно так: человеческое тело драгоценно и в живом, и в мертвом виде, а потому осквернение трупа недопустимо. Также ранние исламские богословы полагали, что душа человека содержится в копчике и что воскресение человека во время Апокалипсиса происходит именно благодаря копчику: истлевшее в земле человеческое тело восстанавливается, начиная с копчика, после чего человек во плоти восстает из могилы. При кремации же кости сгорают вместе с другими тканями, а значит появляется риск, что у человека будут проблемы с воскрешением из мертвых. По этим и некоторым другим причинам у мусульман издревле есть строго предписанный погребальный обряд, отступление от которого может быть опасно.

Исключительные обстоятельства

Разумеется, на практике соблюдать нормы с точностью до буквы удается далеко не всегда. Ислам зародился в пустынных регионах Ближнего Востока и по мере движения на север, юг и восток сильно менялся, приспосабливаясь к географии региона. Достаточно будет вспомнить, что многие мусульмане Российской империи, как и прочие ее жители, были вынуждены оставлять непогребенными умерших зимой до самой весны или хотя бы до оттепели – похороны «одним днем» круглый год возможны в пустыне, но не там, где земля промерзает на метры вглубь. С давних пор люди понимали, что могут быть исключительные обстоятельства, при которых общие предписания просто невозможно исполнить, и необходимо изобретать некие альтернативы сложившемуся порядку вещей. Но тогда необходим кто-то, кто будет решать, наступили ли уже исключительные обстоятельства, или еще нет. Таким образом, издревле в исламе были институты, которые контролировали отступление от писаных норм. Иными словами, в каждой стране, где распространялся ислам, образовывался некий совет духовных лидеров, который принимал решение о том, достаточно ли силен кризис, чтобы можно было отступить от норм в ту или иную сторону. И в том, что касается вопросов кремации, исламские духовные лидеры во всех странах неоднократно принимали положительное решение в тех случаях, когда речь шла об опасных эпидемиях, возбудители которых продолжали жить в мертвых телах и могли заразить живых.

Похороны у мусульман в условиях пандемии

Начавшаяся в декабре 2019 года пандемия нового коронавируса COVID-19 очень быстро охватила сотни стран – в том числе с преобладающим мусульманским населением. Муфтии некоторых из этих стран издали фетвы, в которых признали допустимым кремацию покойных при условии, что те были больны новым коронавирусом, а значит традиционная погребальная церемония могла оказаться опасной для членов их семей, а также для работников кладбищ, священнослужителей, ритуальных агентов и иных лиц, вовлеченных в церемонию. Аналогичным образом, во многих странах духовные лидеры мусульманских общин рекомендовали сделать поминки более скромными и не приглашать на них десятки и сотни человек (что является нормой во многих странах исламского мира), а также приглашать как можно меньше людей на погребальные церемонии в целом, чтобы уменьшить риск заражения.

В особо тяжелом положении оказались мусульмане в тех странах, где в принципе не предусмотрено создание кладбищ в больших масштабах – например, в Японии. В течение 2020 и 2021 годов мусульманам Японии приходилось хоронить своих мертвых на католических и протестантских христианских кладбищах, потому что это хотя были и не мусульманские кладбища, но все-таки кладбища – в противном случае им пришлось бы кремировать своих мертвых. Тем не менее следует понимать, что избежать кремации мусульманам удается не всегда, и если власти того или иного государства издают санитарные распоряжения, обязывающие к кремации, религиозные лидеры, как правило, призывают мусульман исполнять эти распоряжения и уверяют их, что поскольку они были вынуждены кремировать своих родных, а не желали этого делать, то Господь им это простит.

Кремация мусульман в России

Еще в самом начале эпидемии в нашей стране, 9 апреля 2020 года Совет улемов Духовного управления мусульман России подписал документ, в котором регулировался особый порядок погребения мусульман в период эпидемии. В этом документе, в частности, было прописано, что ввиду чрезвычайных обстоятельств допускается кремация тел и их вскрытие, также можно не совершать традиционные омовения и не использовать саван при погребении, если того требуют рекомендации врачей или нормативы организаций.

«Омытие покойного является обязательным. Однако, ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения им других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, Совет считает допустимым захоронение тела без омытия и без совершения таяммума, если совершение этого становится невозможным», – так была прокомментирована данная мера непосредственно в постановлении Совета улемов ДУМ. Более того, Совет улемов также допустил похороны мусульман на немусульманском кладбище, если лучшее решение окажется невозможным. Также в документе был установлен порядок чтения заупокойных молитв при кремации мусульманина.

Примечательно, что уже через несколько лет в России должен появиться первый крематорий, который будет заведомо приспособлен в том числе для оказания погребальных услуг мусульманам – это стало ясно из ставших известными планов нового погребального комплекса в Казани. Этот комплекс местные власти обещают запустить в 2024 году, и на его территории будет функционировать как православная церковь, так и мечеть.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (843) 208-52-06