Религиозные обряды
Православные и мусульманские погребальные обряды на первый взгляд имеют мало общего. В то время как христиане хоронят своих умерших преимущественно в гробах, мусульмане верят, что созданное из земли тело человека должно после смерти вернуться в землю, и ничего не должно их разделять кроме простого савана. Христианская могила традиционно имеет простую прямоугольную форму, а в мусульманских на дне сооружается специальная боковая ниша – ляхэт, – куда и укладывают умершего. В христианстве соблюдают траур от 3-х месяцев до года, тогда как в исламе считается непозволительным носить траур больше 3-х дней.
Однако и в исламе, и в православии огромное внимание уделяется заботе об умерших братьях и сестрах по вере. Чтобы облегчить их путь на тот свет и снискать им божественное милосердие, верующие возносят заупокойные молитвы.
Джаназа-намаз - мусульманская погребальная молитва
В исламе хоронить умершего принято в день кончины. После совершения ритуалов омовения (вуду) и обмывания (гусль), завернув тело умершего в саван, его укладывают на специальные похоронные носилки (тобут) и относят к месту совершения похоронной молитвы или намаз аль-джаназа. Джаназа-намаз является непременной частью мусульманских похорон и считается коллективной обязанностью мусульман (фард кифайя). Если ни один верующий член общины (предпочтительно мужчина) не совершит этот ритуал над умершим мусульманином, ответственность за проступок ляжет на всю общину.
О важности и обязательности совершения джаназа-намаза над усопшим мусульманином свидетельствуют несколько хадисов, в том числе переданный со слов богослова Зайда ибн Халида аль-Джухани:
«Когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом» (Сунан Абу Дауда, 2693; Сунан Ибн Маджаха, 2/950; «Ас-Сунан ас-Сугра» ан-Насаи, 4/64)
Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше будет судьба умершего. В доказательство этого можно привести хадис, переданный Аишей, третьей женой пророка Мухаммеда:
«По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, заступничество их непременно будет принято» (Сахих Муслима, 947).
Условия совершения намаза аль-джаназа
Для совершения погребального намаза необходимо соблюсти следующие условия:
- Покойный должен быть мусульманином, поскольку за немусульман заступничество не принимается. Если невозможно установить, исповедовал ли умерший ислам или нет, то намаз не может быть совершен.
- Умерший должен находится в состоянии ритуальной чистоты: перед чтением аль-джаназы необходимо предварительно провести над покойным обряд полного омовения и завернуть его в саван.
- Тело умершего находится перед совершающими намаз.
- Для погребения предназначено целое тело или верхняя его половина с головой.
- При совершении намаза мусульмане не сидят или не находятся на спине животного.
- Умерший лежит на земле, а не на животном, транспорте или плечах людей, совершающих намаз.
Заупокойную молитву аль-джаназа запрещено читать над немусульманами и мертворожденными детьми, однако в остальном взгляды богословов на то, кто заслуживает погребального намаза, расходятся. На основании существующих источников известно, что пророк Мухамед не совершал намаз над должниками, преступниками и самоубийцами, но и не запрещал делать этого своим сподвижникам. Отсутствие такого запрета вызывает многочисленные споры и дискуссии о дозволенности чтения аль-джаназы над этими категориями умерших мусульман. Некоторыми мазхабами допускается (Ханбалитский) или даже рекомендуется (Шафиитский) читать погребальную молитву над отсутствующим покойником.
Для совершения похоронного намаза строго желательно присутствие имама, который будет проводить церемонию.
Порядок выполнения погребального намаза
Имам встает напротив груди умершего, обратившись в сторону Каабы. Повернувшись спиной к членам общины (желательно – не менее 40 человек, стоящих в 3 ряда; в одном ряду – не менее 2-х), он объявляет намерение или ният, в котором формулирует за кого именно проводится намаз. За ним ният совершают молящиеся.
За совершением нията следуют 4 такбира – слова «Аллаху Акбар». После первого такбира мусульмане вслед за имамом шепотом читают суру «аль-Фатиха». Проговорив 2-ой такбир, имам и члены общины произносят молитву «Салават» на пророка Мухаммеда. Затем звучит 3-ий такбир, и молящиеся начинают чтение ду’а (молитва-обращение) аль-джаназа за покойного и всех умерших мусульман. После фиксированного начала, ее дальнейший текст будет зависеть от пола и возраста умершего.
После чтения 4 такбира молящиеся по традиции произносят расширенный вариант приветствия ас-салям, которое в переводе на русский значит: «Мир вам и милость Божья и Его благословение»; тем самым завершая молитву. При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются.
Без совершения намаза аль-джаназа похороны будут считаться недействительными.
Церковное отпевание: зачем отпевать умерших?
В соответствии с православным вероучением, в течение 40 дней после смерти душа мечется между небесами и преисподней, готовясь предстать на частном суде перед божественным престолом. В это время на ее судьбу еще можно повлиять с помощью молитв и молитвенного поминовения. Первым и одним из важнейших из них считается чинопоследование отпевания. Когда священник проводит обряд отпевания, он помогает душе умершего освободиться от земных грехов (о которых усопший сам покаялся на исповеди) и подготовиться к небесным мытарствам. Совершается оно по традиции на 3-ий день после смерти, поскольку в этот период душа усопшего остается рядом со своим телом.
Порядок церемонии отпевания
Отпевание может быть совершено дома или в ритуальном зале при морге, однако правильным считается именно церковное отпевание. По традиции гроб с покойным должен простоять в храме ночь, чтобы родственники смогли проститься с усопшим и вместе со священниками прочитать над ним молитвы из Псалтыря, однако в настоящее время этот обычай соблюдается редко. Перед началом церемонии открытый гроб с телом вносят в храм под колокольный звон и устанавливают на специальное возвышение таким образом, чтобы голова умершего была обращена к алтарю. В его руки вкладывают икону или распятие и покрывают сверху особым белым покровом – саваном, - украшенным текстами молитв и цитатами из Евангелия. На голову умершего затем возлагается специальный погребальный венчик, символизирующий, что он ушел из жизни как воин, одержавший победу над земными страданиями и искушениями.
В состав чинопоследования мертвенного входят богослужебные песнопения, псалмы, выдержки из Апостола и Евангелия. В конце службы священник провозглашает разрешительную молитву, которой он просит освободить, – или разрешить, – умершего от его грехов, а затем лист с ее текстом вкладывает в руки покойного. После этого присутствующим разрешается по очереди проститься с покойным.
Заказать услуги священнослужителя в Казани
Описанные выше церемонии отпевания и погребального намаза потребуют от ответственного духовного лица безупречного знания правил и нюансов соответствующего поминального обряда. Особенно важно учитывать, что в соответствии с канонами обеих религий, неправильное совершение этих обрядов или их проведение лицами, не наделенными правом их совершать, аннулирует положительный эффект от церемонии. Все это делает выбор священника или имама для проведения ритуала важным и сложным вопросом.
Помочь с ним может казанское похоронное агентство Ritual.ru – ведущая ритуальная служба города, которая сочетает профессиональный подход и уважение к конфессиональным обычаям клиентов. За время работы наши специалисты установили контакты с крупнейшими городскими храмами и мечетями. По-вашему требованию, мы организуем выезд имама для проведения погребального намаза или священника для отпевания на дому.
Узнать подробности организации религиозных поминальных обрядов и проконсультироваться по любым вопросам похоронной сферы можно по бесплатному телефону +7 (843) 208-52-06 . Наша горячая линия работает круглосуточно.
Возможно, вам будет интересно: